Батальон смертников: история Фроловского Алексея Аксентьевича
Алексей Аксентьевич рассказывал о своём лыжном батальоне, о самом важном для него бою за город Демянск со слезами на глазах. Это были слёзы памяти. Историей своего дедушки в рамках акции «Память сильнее времени» поделилась Анжелика Фроловская.
Мой дед, Фроловский Алексей Аксентьевич, не имеет звания героя, но я считаю, что каждый человек, который встал на защиту нашей Родины и есть самый настоящий герой! Низкий поклон всем, кто прошёл через ужасы того времени, а наша святая обязанность – сберечь правду о самой страшной войне, о великом подвиге народа.
Мой дед Алексей родился 10 августа 1922 года в селе Крутишка Черепановского района Новосибирской области. До войны работал в родном селе штурвальным на комбайне. Работа была тяжёлая, хлеб приходилось убирать по ночам. 25 декабря 1941 года в возрасте 19 лет был призван в ряды отдельного лыжного батальона, входящего в состав 235-й стрелковой дивизии. Тренировки были изматывающими: лыжников гоняли днём и ночью по самым крутым оврагам и бездорожным перелескам. Не останавливал ни мороз, ни метели. Спали по несколько часов в сутки, держаться помогала деревенская закалка и привычка к тяжёлому физическому труду. В любой экстремальной ситуации лыжный батальон брал огонь на себя. За несколько месяцев войны одного за другим дедушка потерял двух друзей из Крутишки. Дима Позолотин на его руках умер. Только и успел сказать: «Передай мамке, как я погиб, и в конторе мужикам деревенским расскажи. Трусом не был». Когда дедушка мне об этом рассказывал, то не скрывал слёз. Это были слёзы памяти.
Первое лёгкое ранение дед Алексей получил 12 января 1943 года, а однажды чуть не погиб. Дело было 27 февраля 1943 года в бою за Демянск – город в Новгородской области между озёрами Ильмень и Селигер – в районе которого с января 1942 года по февраль 1943 года происходили бои между 16-й немецкой армией (генерал Э. Буш) и войсками Северо-Западного фронта (генерал П.А. Курочкин, затем маршал С.К. Тимошенко). В ходе наступления войска Северо-Западного фронта под командованием генерала Курочкина окружили 25 февраля в районе Демянска основные силы 2-го армейского корпуса 16-й немецкой армии группы армий «Север» (так называемый «Демянский котёл»). Это 6 немецких дивизий общей численностью до 100 тысяч человек. Немец, как саранча, валил с холма в низовье, где схоронился лыжный батальон. Выбрал себе укромное местечко и мой дед. Залёг около тына. Выкопал в снегу ямку, облокотил руку на плетень и стрелял, пока патроны в обойме не закончатся. От напряжения тело затекло. И как будто кто подсказал сменить положение. Дед ближе к тыну подтянулся – в ямке, где голова лежала, бедро оказалось. И тут почувствовал удар по ноге. Сначала подумал, что немец чем огрел, обернулся – никого нет, а из ноги кровь хлещет. Получил тяжёлое осколочное ранение левого бедра. В результате осложнения дважды был оперирован и находился в госпитале один год и два месяца.
Всю оставшуюся жизнь дед вспоминал свой лыжный батальон, ведь в живых осталось всего пять человек – это был батальон смертников. Что выжил, дед и сам всегда удивлялся. (Стоить отметить, что более подробные сведения о «лыжных батальонах» найти очень сложно. Документы об их боевых действиях в архивах практически отсутствуют. Учёт погибших и раненых в лыжных батальонах почти не вёлся). В детстве я любила слушать рассказы деда о жизни и о войне, запомнила из них, что на поле боя под Демянском повсюду лежали трупы, их никто не убирал, стоял страшный смрад. Также помню историю о том, что нашим бойцам нечего было есть. По счастливой случайности им удалось раздобыть у немцев селёдку, которую делили по маленькому кусочку, чтобы хватило каждому. Однажды, будучи совсем юной, я позволила себе выкинуть кусочек хлеба в мусорное ведро. Разговор с дедом был недолгий, но я запомнила эту беседу на всю жизнь, мне было очень стыдно за свой поступок. С тех пор я никогда не позволяю себе выбрасывать хлеб.
После войны дед работал в милиции города Черепаново, а после переезда в рабочий посёлок Линёво – на Новосибирском электродном заводе. В День Победы герой нашей семьи всегда надевал парадный костюм, на котором блестели награды, но дороже всех ему была медаль «За отвагу», которую получил за бой под Демянском.